на главную страницу сайта танка МС-1

Коротко о главном

Для начала предлагаю развеять многочисленные мифы о МСI (Т-18). МСI - это не Рено, его не "содрали" с Рено. Это не «Борец за Свободу Тов. Ленин» и не «Красное Сормово». МСI – это первый советский серийный легкий танк СОБСТВЕННОЙ разработки! Но, конечно же, танки Renault FT17 и Fiat 3000 невозможно не упомянуть. Их славные имена и конструкции легли в основу при проектировании Т-18, но в итоги многие узлы и принципиальная схема была серьезно переработана. Что же изменилось? Начнем с того, что Fiat 3000 уже был модифицированной реинкарнацией FT-17. У Fiat по сравнению с Renault увеличилась мощность двигателя (с 39 до 63 л.с.) и скорость (c 7.8 до 21 км/ч). Изменились и габариты: Фиат стал на 10 см уже  и короче на 50 см (размеры по корпусу без учета «хвоста»). На столько сократить длину получилось из-за перекомпоновки моторного отсека. В отличии от FT-17 мотор установили поперек. Это в значительной мере улучшило развесовку танка. Но подвеска по принципу осталась прежней: нижняя балка с подрессоренными тележками и верхняя балка с роликами, закрепленная на шарнире в задней части и подпружиненной в передней части корпуса. Натяжка гусеницы осуществлялась перемещением направляющего колеса вдоль нижней балки.

Коротко о главном

Создатели МСI внесли ряд инновационных на тот момент решений. Компоновка двигателя была выбрана поперечная, но решение соединить двигатель с КПП сделало этот узел максимально компактным. Подвеска получила независимые пружинные стойки со сдвоенными тележками, что увеличило плавность хода и улучшило проходимость. При мощности двигателя в 40 л.с. (в первой версии 35 л.с.) и 4-х ступенчатой КПП (в первой версии 3-х ступенчатая) скорость танка составила 22 км/ч. Конечно, это не выдающиеся результаты, но одной из задач при создании этого танка была его экономическая эффективность. При стоимости копии танка Рено (Русский Рено) в 36 000 рублей, Т-18 обходился казне в двое дешевле. Увеличилась ширина преодолеваемого рва до 1,85 см в отличии от конкурентов (1,35). В части вооружения МСI так же был на высоте: сочетание в малом танке сопровождения и пушки и пулемета (Рено оснащался только 37 мм пушкой, а Фиат выпускал версии либо с пушкой, либо со спаренным 6,5 мм пулеметом). В модели 1928 года был установлен спаренный пулемет Федорова и 37 мм пушка «Гочкисс». В модификации 1930 года спаренный пулемет был заменен общевойсковым 7,62 мм пулеметом Дегтярева в шаровом яблоке Шпагина. Установка нового вооружения перегрузила башню в передней части, поэтому в танках образца 1930 г. появилась кормовая ниша. Принципиально изменилась и система натяжки гусениц. В бортах носовой части корпуса устанавливались кронштейны под оси ленивца (направляющего колеса). Кронштейны служили для регулировки натяжения гусеницы при помощи специальных анкеров, расположенных на бортах танка. Между ленивцем и первой пружинной стойкой устанавливался дополнительный каток с косым пружинным амортизатором, который предотвращал залом гусеницы при наезде на препятствие. Катки выполнялись из алюминиевого сплава, что сокращало подрессоренную массу каждой из тележек. Конечно MCI морально устарел еще в момент начала его проектирования, но это достойное начало нашей великой истории российского танкостроения. Это не тупое копирование чужих образцов вооружения, а пример глубокой переработки материала. Уже через 10 лет на свет появится легендарная «34-ка», ставшая, безусловно, лучшим танком в период ВОВ и заложившая надолго основу компоновки большинства современных танков.